Создание ООПТ

ПФ «Верховье» выполняет весь круг работ по созданию новых ООПТ федерального, регионального (областного) и местного значения:

  • выполнение комплексного экологического обследования,
  • обоснование и разработка обосновывающих материалов для создания ООПТ,
  • проведение административных процедур вплоть до принятия нормативного акта органов власти о создании ООПТ.

Перечень ООПТ, созданных по материалам, разработанным ПФ «Верховье», за 2009–2019 годы в Московской области см. здесь.

Как проектируются ООПТ?

Работа по проектированию и организации ООПТ требует целого комплекса знаний, умений и навыков: географических, зоологических, ботанических, экономических, юридических, картографических, а также знаний в области земельных отношений.

Важнейшим этапом работы является комплексная оценка территории – изучение различных природных и социально-экономических факторов в процессе их взаимодействия.

При сборе данных используются все доступные литературные, фондовые и ведомственные материалы, предложения ученых и специалистов, результаты специальных обследований. При проведении комплексного экологического обследования для создания новой ООПТ материалы разрабатываются на весь район расположения изучаемого объекта, а некоторые характеристики (например, степень редкости или уникальности природных объектов, привлекательность территории для туристов и др.) оцениваются в масштабах региона или даже страны.

Рассчитывать на долговременное сохранение достаточно крупного природного комплекса можно только при условии охраны всех его основных структурных единиц. Поэтому в качестве объекта оценки наиболее удобны и объективны природно-территориальные комплексы (ПТК), отображаемые на ландшафтной карте. Они обладают необходимой для оценки однородностью природных свойств и условий в пределах своих границ.

По существу, в процессе комплексной оценки территории, предлагаемой для организации ООПТ, проводится сравнительная оценка характеристик природных территориальных комплексов. Решающее значение при этом имеют уровень сохранности и уязвимость ПТК к воздействию антропогенных факторов, привлекательность и степень благоприятности условий для рекреационной деятельности. К наиболее важным критериям, обосновывающим природоохранную ценность территории, относятся также типичность или уникальность природного комплекса, связанных с ним сообществ растений и животных. Для правильного подхода к установлению границ и функциональных зон ООПТ необходимо учитывать характер и степень антропогенной нарушенности природных комплексов, а также размещение на территории объектов, требующих особой охраны (геологических, гидрологических, ботанических, зоологических, историко-культурных и др.). Часть этих объектов обладает также рекреационной уникальностью и является особо ценным ресурсом познавательного туризма.

В обобщенном виде проанализированные материалы отображаются на схеме в масштабе проектирования. При этом картографически выделяются участки территории, представляющие наибольшую природоохранную и научную ценность, наиболее уязвимые и нарушенные, наиболее перспективные для развития туризма и отдыха, наиболее эксплуатируемые в рекреационном и хозяйственном отношении, а также «конфликтные зоны» между ними. Проведенная комплексная оценка дает возможность оптимально наметить границы ООПТ, внутреннюю режимную и планировочную структуру, систему природоохранных и рекреационных мероприятий. Кроме того, собранные материалы являются основой для дальнейшей научной и эколого-просветительской деятельности, организации экологического мониторинга.

Итак, спроектировали. Что дальше?

Подготовка материалов комплексного экологического обследование и проектирование границ и режима ООПТ – это только часть процесса создания ООПТ. Этот процесс включает также ряд длительных и непростых административных процедур, содержание которых зависит от уровня значения ООПТ и региональных особенностей.

Например, в Московской области в настоящее время выработана следующая процедура.

В соответствии с Законом Московской области «Об особо охраняемых природных территориях», ООПТ областного значения организуются на основании утвержденной Правительством Московской области Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Московской области, а также по предложениям органов государственной власти Московской области, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических лиц, граждан и общественных объединений.

Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (Министерство экологии и природопользования) рассматривает поступившие предложения и обеспечивает проведение комплексного экологического обследования территории для решения вопроса об организации ООПТ, описанного выше.

В состав подготавливаемых документов входят:

  • пояснительная записка о необходимости образования особо охраняемой природной территории;
  • материалы комплексного экологического обследования участков территории, обосновывающие придание этой территории статуса особо охраняемой природной территории областного значения;
  • проект положения (паспорта) особо охраняемой природной территории;
  • графические материалы предполагаемой особо охраняемой природной территории (а при необходимости и ее охранной зоны) с указанием границ;
  • схема территории с данными по категориям земель, формам собственности, собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков;
  • экономическое обоснование организации особо охраняемой природной территории с указанием необходимых затрат, в том числе компенсации убытков, возникающих в связи с изъятием земель и (или) ограничением хозяйственной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
  • анализ альтернативных вариантов сохранения объектов природы, находящихся на проектируемой особо охраняемой природной территории.

В соответствии с федеральным законодательством решения о создании ООПТ областного значения, об изменении режима их особой охраны согласовываются с:

а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах ООПТ будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

По результатам согласования проекта ООПТ с уполномоченными структурами Правительство Московской области принимает решение об организации особо охраняемой природной территории областного значения.

Сохранить

Сохранить